Иммунитет

Иммунитет 

Что такое иммунитет? Как определить уровень иммунитета ребёнка? Как его укрепить? Когда необходимо применять иммуномодулятороы?  И что делать, если иммунитет снижен? 
На вопросы отвечает Виктория Леонидовна Маметьева, иммунолог-аллерголог детской клинической больницы №7 г. Кемерово.

Какие процедуры проводят, чтобы определить уровень иммунитета ребёнка?

При наличии показаний ребенку выполняется иммунограмма, для чего проводится забор крови и определяется, насколько хорошо функционирует иммунная система (например, насколько его лимфоциты способны узнавать и «проглатывать» вирусы и бактерии – любые чужеродные агенты). В иммунологическую диагностику также входят исследования микрофлоры кишечника, носоглотки, а также УЗИ (иногда – рентген) вилочковой железы. Вилочковая железа (тимус) играет важнейшую роль в функционировании клеточного и гуморального иммунитета. В ней происходят дифференциация стволовых клеток в лимфоциты, а также секреция специфических веществ (гормонов), оказывающих влияние на развитие и созревание определенных клеток лимфоидной ткани. Спектр болезненных состояний, обусловленных нарушениями иммунитета, очень и очень широк. Для того, чтобы привести иммунитет в норму, необходимо комплексное воздействие, которое называется иммунокоррекцией. Для этого мы должны определить, какое звено иммунной системы дало первоначальный сбой, выявить его на основании данных иммунограммы. Если родители замечают, что их ребёнок плохо спит, отказывается от еды, чаще обычного капризничает, то это повод записаться на приём к специалисту-иммунологу.

Что может ослабить иммунитет ребёнка, вызвать иммунодефицит?

Множество факторов. Конечно, иммунитет маленького ребёнка, во-первых, зависит от состояния здоровья его мамы: по её анамнезу можно сделать выводы о возможных врождённых заболеваниях, «подрывающих» иммунитет малыша. Очень часто ослабленным иммунитетом обладают так называемые «ясельники» – детки, которым ещё и трёх лет не исполнилось, а их в силу обстоятельств отправили в детский коллектив. Так вот, до трёх лет к большому количеству людей ни иммунная, ни нервная система ребёнка не готовы, именно поэтому такие дети в большинстве случаев часто болеют. Ослабление иммунитета у многих детей происходит во время так называемого «критического возраста»: в 5-6 лет у девочек (в 6-7 – у мальчиков) и в 14-16 лет, когда идёт интенсивный рост, перестройка организма.
Иммунитет очень не любит стрессов (они оказывают на него разрушительное воздействие), поэтому важное значение имеет атмосфера в семье. Не любит он и различных токсических воздействий, связанных с экологией, производственными факторами, нерациональным питанием, использованием токсичных лекарственных препаратов. Ещё к факторам, снижающим иммунитет ребёнка, относятся вредные привычки родителей, например, курение при детях, которого надо избегать. Родители должны стараться всячески укреплять иммунитет своего ребёнка.

Как и с какого возраста надо его укреплять?

С самого рождения! И первый этап в укреплении иммунитета ребёнка – это его грудное вскармливание. Повышения иммунитета можно достигнуть и путем закаливания организма. Закаливание к холоду способствует профилактике частых простудных заболеваний и, как следствие, — повышению иммунитета. Достигается это путем максимального пребывания на свежем воздухе (не менее трех часов в день для ребенка), применением водных процедур (прохладные ножные ванны, обтирания, души). Принятие солнечных ванн (гелиотерапия) также способствует повышению иммунитета. Хотя бы раз в неделю выезжать на природу. Можно ходить с ребёнком в бассейн, а с трёх лет водить на каток. Необходимо беречь режим дня малыша, а ещё хорошо на собственном примере показывать, что нужно вести здоровый образ жизни. Компьютер и телевизор – это очень большая нагрузка на нервную систему ребёнка, своеобразный стресс. Сорок минут в день за компьютером для школьника – это предел! Ещё необходимо следить за тем, чтобы ребёнок получал полноценное питание: ему просто необходимы завтрак, обед и ужин, а не перекусы «на лету», понимаю, в сегодняшних условиях жизни очень трудно соблюдать это наставление, но надо очень постараться. Укрепляют иммунитет и физические нагрузки: это не обязательно спортивные секции, но и уроки физкультуры в школе. И, конечно, ребёнка обязательно стоит вывезти летом из города: на море ли, в деревню ли – не так важно, главное, чтобы не «держать» его всё лето в душном городе.

Сегодня много говорится о препаратах-иммуномодуляторах. Насколько они эффективны? Имеет ли смысл их принимать?

В группе иммуномодуляторов – препараты животного, микробного, дрожжевого и синтетического происхождения, обладающие специфической способностью стимулировать иммунные процессы и активировать иммунокомпетентные клетки. Усиление общей сопротивляемости организма может в той или другой степени происходить под влиянием ряда стимулирующих и тонизирующих средств, например, элеутерококка, витаминов и т.д. Способность этих препаратов повышать сопротивляемость организма, ускорять процессы регенерации послужила основанием для широкого применения в комплексной терапии вялотекущих регенерационных процессов, инфекционных, инфекционно-воспалительных и других заболеваний. Бывает так: приходят родители и говорят, мол, даём ребёнку препараты для укрепления иммунитета, витамины, а эффекта никакого. Я сразу же интересуюсь, кто и что им прописал, и выясняется, что они просто пошли в аптеку и купили нечто разрекламированное. Так делать нельзя! Подбор иммуномодуляторов для ребёнка (да и для взрослого человека) зависит от индивидуального состояния здоровья, от того, какая из составляющих иммунитета дала сбой. Препарат должен быть выписан врачом-иммунологом по результатам иммунограммы ребёнка. Смысл принимать такие препараты есть лишь в этом случае.

Что такое иммунитет?

Иммунитет – это своеобразный телохранитель, защищающий нас от многих напастей и неприятностей. Иммунитет может работать по разным механизмам. Сначала организм нейтрализует чужеродную субстанцию путем выработки специальных активных молекул, нейтрализующих эффект антигенов — антител.

За выработку антител ответственны важнейшие клетки иммунной системы — лимфоциты. Различают два основных вида лимфоцитов, которые обеспечивают любые формы иммунной защиты: Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты как главные составляющие иммунитета защищают организм по двум направлениям, с одной стороны, помогают В-лимфоцитам опознать чужеродный фактор (антиген) и стимулировать их к выработке иммуноглобулинов, а с другой стороны, Т-лимфоциты после антигенной активации способны сами уничтожать чужеродные клетки напрямую – это клетки – убийцы, ярые защитники рубежей нашего организма.

Такой активный Т-лимфоцит разрушает чужеродную клетку при непосредственном контакте, за что и получил название клетки – убийцы. Это явление получило название фагоцитоз, то есть способность специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций, а активные клетки, «охотящиеся» за чужеродным веществом, назвали фагоцитами. Выработка антител и явление фагоцитоза представляют собой специфические механизмы иммунитета. Помимо этого существуют и другие составляющие иммунитета. К ним относят невозможность проникновения через кожные и слизистые покровы для большинства микроорганизмов; наличие в кожных секретах и кислом содержимом желудка веществ, создающих неблагоприятную среду для чужеродных микроорганизмов; присутствие в жидкостях организма дополнительных ферментов, разрушающих микроорганизмы (например, лизоцим).

К составляющим иммунитета относят и интерферон — противовирусный белок, вырабатываемый зараженной клеткой. Распространяясь по межклеточной жидкости и оседая на мембранах здоровых клеток, интерферон защищает здоровую клетку от проникновения в неё вирусных частиц. Главная функция иммунной системы – сохранять «свое» и устранять чужеродное. Носители «чужого», с которыми иммунная система сталкивается повседневно, – это прежде всего микроорганизмы. Кроме них она способна устранять злокачественные новообразования и отторгать чужеродные ткани, например, при трансплантации. Для этого иммунная система обладает сложнейшим набором постоянно взаимодействующих неспецифических и специфических механизмов. Неспецифические механизмы относятся к врожденным, а специфические приобретаются в процессе «иммунологического обучения». Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или «поломки» внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.

Из всего сказанного можно сделать только один вывод: беречь иммунитет своих деток надо, что называется, «смолоду», чего и Вам, дорогие родители, советуем.

Виктория Леонидовна Маметьева, иммунолог-аллерголог детской клинической больницы №7 г. Кемерово.